75 лет работы

В галерее
«Проун» открылась выставка
«Даешь!», приуроченная к 75-летию музея Владимира Маяковского: сам поэт представлен здесь в роли идейного вдохновителя и соавтора нескольких художников, которые в 1920–30-е годы с увлечением работали в технике фотомонтажа.
Причем не только отечественной, но и международной: это один из немногих российских арт-феноменов, которые привлекают зрительское внимание по всему свету. Связано это, разумеется, не с симпатиями к коммунистической идеологии История раннесоветского авангарда неплохо сегодня изучена и преподнесена публике в разных видах.
(хотя нельзя исключать и такой трактовки), а с интересом к прорывной эстетике тех лет.
На некоторое время художники из Советской России оказались в числе лидеров мирового процесса, задавая тон на Западе. В частности, наши авторы дальше многих других продвинулись в освоении техники фотомонтажа.
Не то чтобы заграничные творцы испытывали какие-то методологические трудности при работе с фотоматериалами – просто не было у них того энтузиазма насчет
«построения светлого будущего», которые наблюдались, к примеру, у Александра Родченко, Густава Клуциса, Лазаря Лисицкого, Сергея Сенькина.
Именно эти четверо стали главными героями нынешней выставки, устроенной галереей
Исторически так сложилось, что музей собирает и хранит не только мемории, относящиеся непосредственно к личности Владимира Владимировича, но и материалы, связанные с деятельностью людей из его круга. Перечисленные выше художники в этот круг входили безусловно. «Проун» совместно с музеем Маяковского.
С
«лучшим поэтом советской эпохи» их объединяла не одна лишь дружеская привязанность – более существенной представляется близость взглядов на искусство и его роль в жизни социума.
Тот самый Фотомонтажи этой роли соответствовали в максимальной степени.
Правда, лозунг «шершавый язык плаката» становился важным оружием в борьбе за переустройство всего и вся, и в первую очередь народного сознания – так понимались авангардистами задачи советской власти.
«революция продолжается» со временем ушел из официальной повестки дня, с чем левые художники никак не могли смириться. За это они и поплатились: кто потерей благосклонности режима, как Родченко или Лисицкий, а кто и жизнью, как расстрелянный в 1938 году Клуцис.
Экспонаты выставки
«Даешь!»
(их здесь около шести десятков – эскизов и тиражных плакатов, книжных и журнальных иллюстраций) могут помочь разобраться, почему за примерно полтора десятилетия столь существенно изменился статус авангардистов в
«стране победившего пролетариата».
Их служение коммунистическим идеям было чересчур искренним, а творческий порыв – слишком идеалистичным.
Не получалось у них сообразить, что пресловутая
«новая жизнь», за которую они ратовали, чем дальше, тем сильнее отличалась от казенных шаблонов, по которым и кроилась тогдашняя реальность. Пропагандистские фотомонтажи не содержали, разумеется, никакой
«антисоветчины», но сама их эстетика адресовалась людям с разбуженным воображением и внутренней готовностью двигаться дальше, дальше, дальше. А сталинская политическая доктрина никаких подлинных народных инициатив не подразумевала. Энтузиазм был хорош только в жестких рамках регламента.
По этой причине плакаты Родченко, Клуциса, Лисицкого, Сенькина оказались, если так можно выразиться, авангардным анахронизмом. И стихотворные призывы Маяковского
(вроде такого:
«Чтоб легче был работы груз, коллективный договор заключит профсоюз»), и вольное обращение художников с образом вождя мирового пролетариата
(в этих фотомонтажах Ильич нередко исполняет функцию визуальной метафоры, что плохо сопрягалось со стратегией его обожествления), и смелые композиционные и радикальные цветовые решения – словом, какой ингредиент ни возьми, всюду обнаруживаются формальные нестыковки с требованиями надвигающегося соцреализма.
А в неканоничности формы власть усматривала неблагонадежность содержания.
Намерение режима отодвинуть вольнодумцев от пропагандистского руля можно даже считать по-своему естественным. Ифотомонтажи стали частью авангардного мифа, долгое время полузапретного, а ныне чрезвычайно востребованного. Разбирая изобразительную структуру этих плакатов и иллюстраций, сегодняшние художники и дизайнеры почти не обращают внимания на их политический смысл, вычитывая разве что авторские приемы. Пожалуй, в этом есть свой резон, но не стоит забывать, что без революционного контекста не было бы, скорее всего, и творческого подъема.

www.gazeta.ru
 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Рубрики

заказ статьи

Архивы